Дата: Понедельник, 05.10.2009, 15:56 | Сообщение # 1
Полковник
Группа: Экипаж
Сообщений: 231
Статус: Offline
Блюхендж - новая находка археологов в Англии Лондонские археологи обнаружили на территории Англии новый археологический памятник. Новинка получила название Блюхендж, по аналогии с более знаменитым Стоунхеджем. Сами ученые называют Блюхендж младшим братом Стоунхеджа, он расположен примерно в полутора километрах от него, когда здесь располагались по кругу 27 крупных камней, выкрашенных в синий цвет (именно поэтому название Bluehenge). Сейчас этих камней нет, есть лишь косвенные следы их присутствия.
Исследователи говорят, что факты обнаружения как минимум двух различных объектов, напоминающих Стоунхедж (ранее был найден деревянный прототип) вновь поднимают вопрос о том, для чего же использовался этот загадочный памятник.
По данным исследователей, создан Блюхендж был около 5000 лет назад, то есть примерно в то же время, что и Стоунхендж, однако новинка была как бы уменьшенной копией Стоунхеджа. Вокруг обоих строений археологи нашли среды нескольких кругов, причем в случае с Блюхенджем сами круги примерно на 200 лет старше строения. Профессор Тим Дарвилл, эксперт по археологии из Университета города Бореномо говорит: "Очевидно, что новая находка позволяет иначе взглянуть и на сам Стоунхедж. Мы думали, что знаем об этом объекте все, но последние несколько лет исследований показали, что мы не знали ничего. Стоунхедж по-прежнему остается загадкой. Не скажу, что буду удивлен, если в предстоящие годы где-нибудь неподалеку будут найдены новые круги".
Согласно представленным данным, Блюхендж представлял собой круг из 27 камней с диаметром около 17 метров. Камни здесь были чуть меньше, чем в Стоунхедже, но и тут вес одного камня превышал в среднем 4 тонны. Камни были созданы из магматической породы, которая по своим свойства прочнее гранита, причем ближайший к Блюхенджу источник таких камней удален от сооружения на 360 километров.
Сами специалисты говорят, что обнаружить новинку удалось только благодаря аэрофотосъемке. После проведенного анализа места, археологи пришли к заключению о том, что камни были покрыты специальным раствором с добавлением серебра и синими они стали лишь спустя годы после окраски.
Как принято считать, Стоунхежд был построен около 5000 лет назад, а затем, спустя примерно 500 лет, он был полностью перестроен. Примерно в 3000 году до нашей эры Стоунхедж состоял из 56 камней. Примерно в 2600-2500 годах до нашей эры он был расширен до 82 камней, многие из которых были доставлены сюда с территории современного Уэльса. По одной из версий, Блюхендж был сооружен из остаточных материалов Стоунхеджа, впрочем, пока четких доказательств этого факта нет.
"Если считать, что Стоунхежд и Блюхедж использовались почти 1400 лет, то можно предположить, что использовались они для разных целей", - полагает профессор Джеффри Вейнрайт из Университета Шеффилда. Впрочем, сейчас археологи ведут работы на месте Блюхенджа и первые результаты их исследований будут представлены в феврале 2010 года.
Очевидно, что создатели Стоунхеджа - это люди из Каменного и Бронзового веков. По большей части они были фермерами, проживавшими в небольших деревнях. Сельское хозяйство появилось примерно за 1000 лет до создания Стоунхеджа, поэтому строители этого сооружения, очевидно, умели выращивать пшеницу и ячмень, пасли овец. Многие эксперты полагают, что к тому времени люди уже умели делать некие аналоги продуктов брожения - сидра и пива, а также выпекали нечто наподобие хлеба. Вместе с тем, люди тогда по-прежнему очень сильно зависели от дикорастущих плодов - гороха, орехов, чечевицы и других. Одежда в то время была довольно примитивной - шерстяные гетры, простая обувь из шкур животных.
На сегодня неизвестно, какие именно религии в то время доминировали, но очевидно, что строительство Стоунхеджа было связно с летним и зимним солнцестоянием, а также с лунными циклами.
Кто в свете сем родился волком, Тому лисицой не бывать. М.В.Ломоносов
Как свет идущий от Ярилы-Солнца не возможно укрыть в тёмном сосуде, тако же не возможно отнять у Расы, Землю Предков, Волю, Совесть и Веру.
Дата: Понедельник, 05.10.2009, 16:12 | Сообщение # 2
Полковник
Группа: Экипаж
Сообщений: 231
Статус: Offline
В Норвегии найдена каменная руна, созданная 1600 лет назад По сообщению газеты Norway Post, на территории Норвегии ученые обнаружили первую за последние 62 года каменную руну, датированную 400 годом нашей эры. Под каменной плитой с изображениями, как предполагают ученые, находится захоронение.
Руна была обнаружена на прошлой неделе вблизи норвежского города Мандал. Она имеет на своей поверхности несколько очерчений и выгравированное лицо, однако стиль ее исполнения сильно отличается от каменных рун, найденных в Скандинавских странах ранее. Из-за этого обстоятельства археологи пока не могут идентифицировать смысл начертаний на руне.
Известно, что на руне на одном из диалектов древних скандинавских языков написано: "Я Наудагистр" (Наудагистр в данном случае следует трактовать как имя человека). Под каменной руной находится еще более крупный камень, который выполняет функции плиты над захоронением.
Норвежские ученые говорят, что использование каменных рун началось в 3-4 веках и завершилось с 12-13 веках, одновременно с угасанием цивилизации викингов. Как правило, каменные руны использовались в качестве мемориалов погибшим мужчинам. Специалисты утверждают, что викинги очень серьезно относились к магическим системам, которые однозначно считались священными. Руны – это не только древнейший оракул скандинавских и германских племен Северной Европы, это еще и устоявшаяся магическая система гадания, помогавшая находить ответы и пути решения самых разных проблем и вопросов.
Кто в свете сем родился волком, Тому лисицой не бывать. М.В.Ломоносов
Как свет идущий от Ярилы-Солнца не возможно укрыть в тёмном сосуде, тако же не возможно отнять у Расы, Землю Предков, Волю, Совесть и Веру.
Дата: Понедельник, 05.10.2009, 16:44 | Сообщение # 3
Полковник
Группа: Экипаж
Сообщений: 231
Статус: Offline
Археологи раскопали город Золотой Орды Археологи, ведущие раскопки близ села Карасу в Западно-Казахстанской области страны, наткнулись на остатки древнего населенного пункта. Предположительно, он относится к XIII-XIV векам (времени Золотой Орды), сообщает "Интерфакс" со ссылкой на директора областного центра археологии и истории Мурата Сдыкова.
По информации Сдыкова, найденное городище занимает площадь примерно 800 гектаров. Археологи раскопали уже свыше 20 больших его фрагментов. В районе раскопок возвышаются два кургана, на поверхности которых встречается поливной кирпич.
По аналогии с другими курганами, можно сказать, что это остатки мавзолея. Археологи считают, что ими найдено поселение, являющееся одним из золотоордынских городищ. В месте раскопок обнаружена и средневековая печь для обжига.
По материалам: www.internovosti.ru
Кто в свете сем родился волком, Тому лисицой не бывать. М.В.Ломоносов
Как свет идущий от Ярилы-Солнца не возможно укрыть в тёмном сосуде, тако же не возможно отнять у Расы, Землю Предков, Волю, Совесть и Веру.
Дата: Понедельник, 05.10.2009, 16:47 | Сообщение # 4
Полковник
Группа: Экипаж
Сообщений: 231
Статус: Offline
Археологи нашли древнеаравийский ритуальный центр
Французская археологическая миссия в Объединенных Арабских Эмиратах, в состав которой вошли специалисты из Национального центра научных исследований, Национального института превентивной археологии и Музея истории эмирата в Умм-аль-Кайвайне, нашла древнейшее святилище Аравии (3500-3200 годы до нашей эры). Этот ритуальный центр к тому же был посвящен весьма интересному морскому животному - дюгоню (лат. Dugong dugon).
Археологи уже давно изучают Аравийский полуостров. Однако за все это время скопилось не так уж много данных о верованиях и ритуалах, существовавших до распространения на этой территории ислама. На территории Оманского полуострова (султанат Оман и Объединенные Арабские Эмираты) ученым ни разу не встречалось святилище, которое можно было бы датировать периодом бронзового века (3100-1500 годы до нашей эры). Первые сведения о древних культах относились лишь к более позднему времени - железному веку (I тысячелетие до нашей эры). Теперь же у исследователей появился новый уникальный материал, не имеющий аналогов.
Святилище Акаб, датированное примерно 3500 годом до нашей эры, находится на территории Объединенных Арабских Эмиратов на острове в Ормузском проливе. Исследование этого святилища дало историкам первые сведения о древних ритуалах прибрежных жителей.
Сегодня остров Акаб - пустынное место. Он располагается в 50 километрах к северу от Дубая в большой лагуне Умм-аль-Кайвайн. В V тысячелетии до нашей эры, примерно 6500 лет назад, на Акабе появилась стоянка рыбаков - археологи нашли их круглые жилища. Рыболовство представляло собой основную деятельность местных жителей. Они пользовались сетями или удочками с крючком, сделанным из перламутровых створок жемчужницы. К тому времени, о котором идет речь, все ресурсы лагуны и близлежащих мангровых лесов уже активно использовались местными жителями. Начиная с V тысячелетия до нашей эры они начали ловить тунца, для чего уже стали выходить в море на небольших судах или лодках.
В начале 1990-х годов началось первое исследование острова Акаб. Тогда археологи решили, что обнаружили своеобразную скотобойню - кучу останков, как им показалось, забитых морских коров. Однако за последние три года французская команда специалистов по первобытной истории совместно с археозоологами провела новые раскопки. Они обнаружили, что "скотобойня" совсем не беспорядочное нагромождение костей, а некая упорядоченная структура, которая к тому же сооружалась поэтапно.
Кроме того, ученые установили, что кости принадлежали не морской корове, а родственному ей животному - дюгоню. Сегодня эти травоядные млекопитающие живут в прибрежной полосе Индийского океана и в западной части Тихого океана. Взрослые особи дюгоней достигают в длину 4 метра, а их вес может составлять 400 килограмм. Сейчас вид занесен в Международную Красную книгу, однако ранее его активно добывали - ценились и мясо, и жир, и кожа.
Радиоуглеродный анализ костей с острова Акаб позволил отнести эти останки ко второй половине IV тысячелетия до нашей эры (3568-3116 годы до нашей эры). Сооружение из костей дюгоней имеет довольно сложную структуру: это яйцеобразная платформа площадью 10 квадратных метров и высотой около 40 сантиметров. Она построена из костей не менее чем 40 дюгоней. На верху сооружения заметны два ряда черепов, обращенных на восток. Третий ряд черепов, ориентированных также на восток, окаймляет святилище с севера. Каждый череп оказался тщательно закреплен: каждая межчелюстная кость была глубоко вбита в нижний слой и закреплена двойным, а то и тройным рядом клиньев. Ребра животных лежали в восточной части сооружения прямо перед первым рядом черепов.
Нижний уровень платформы практически полностью пропитан охровым раствором, который окрасил в красный цвет кости и естественные отложения. Здесь ровно уложены челюсти дюгоней, которые в некоторых местах лежат одна на другой.
В этой куче костей ученые обнаружили останки молодых особей дюгоней. Интересно, что ни одно животное не было положено сюда целиком, что свидетельствует о намеренной выборке определенных костей.
Об искусственном происхождении найденной платформы свидетельствуют предметы материальной культуры, положенные людьми внутрь этого святилища. Концентрация предметов на площади 10 квадратных метров оказалась очень плотной: археологи обнаружили 1862 объекта, среди которых фрагменты украшений и орудия труда. Экспедиция нашла множество жемчужин. Часто исследователям попадались полые жемчужины с двумя отверстиями - редкая находка в районе пролива. Среди орудий выделяются перламутровые крючки, костяные шилья, ножи из раковин, обломки кремниевых орудий, проторубила. В святилище также лежали кости газели, а также барана или козы.
Раскопки на острове Акаб позволили ученым прийти к выводу, что в древности местные жители тщательно отобрали и обработали кости дюгоней, а затем построили из них довольно внушительное по своим размерам святилище. В состав этого святилища входили не только кости млекопитающих морских животных, но и многочисленные предметы материальной культуры (украшения и орудия), а также кости других диких или одомашненных млекопитающих животных. Все это свидетельствует о том, что планировка и использование святилища Акаба согласовывались в IV тысячелетии с определенными правилами. Этот комплекс, по-видимому, ассоциировался с ритуальным гигантским морским млекопитающим.
Удивителен тот факт, что черепа Акаба ориентированы на восток, так же как и черепа погребенных людей в некоторых неолитических захоронениях на территории Объединенных Арабских Эмиратов.
В Краснодарском крае найден город времен Золотой Орды 07 октября 2009 | 03:29
В Краснодарском крае обнаружены руины города времен Золотой Орды. Раскопки в этой местности, хранящей множество курганов, ведутся археологами с прошлого года, сообщает издание "Компьюлента".
Предположительно, поселение называется Шакрак и датируется XIII-XIV веками. По мнению археологов, во времена Золотой Орды это был экономически развитый город, который располагался на пути из Тамани в Азов. Численность его населения составляла 10-15 тысяч человек. Кстати, ученые и раньше знали о существовании Шакрака, однако относили его к Тмутараканскому княжеству. Теперь же выяснилось, что это была Золотая Орда, о чем свидетельствуют найденные при раскопках монеты и посуда.
Осенью под курганами обнаружили остатки мусульманской мечети, которая находилась в центре поселения и была разрушена еще в древности. Внешняя стена мечети толщиной больше метра, а внутри строения находилась база колонн главного зала. Снаружи располагались колонны внешней галереи, вдоль стен - навес, под которым можно было прятаться от дождя и солнца. По словам Игоря Волкова, руководителя археологической экспедиции, сотрудника Института наследия имени Лихачева, был также найден сопровождающий культурный слой, но он очень незначителен.
Историки полагают, что Шакрак погиб от пожара в 60-х годах XIV века во время гражданской войны в Золотой Орде. От городских построек мало что осталось, поскольку казаки, осваивавшие эти земли позднее, разбирали здания и использовали кирпичи для строительства жилищ.
Кто в свете сем родился волком, Тому лисицой не бывать. М.В.Ломоносов
Как свет идущий от Ярилы-Солнца не возможно укрыть в тёмном сосуде, тако же не возможно отнять у Расы, Землю Предков, Волю, Совесть и Веру.
На месте Таганрога жил не известный науке народ. История с городом Кремны упоминавшимся в трудах Геродота и других древних историков, началась еще в 30 х годах прошлого века. Тогда в Таганроге выводили канализационный коллектор в море. Времена были голодные рыбу нужно было подкармливать….. Именно в ходе этих работ в руки археологов попали первые фрагменты керамики аналогичной тем что находили при раскопках греческих поселений в Малой Азии. В 40 х годах в Таганрог приезжала Татьяна Книпович, сотрудник Эрмитажа, один из крупнейших специалистов в области археологии, именно она впервые высказала предположение о том, что в этом районе находилось достаточно крупное поселение. Потом началась воина и всем было не до раскопок. Все это время жители города не однократно находили выбрасываемые на берег обломки керамики и сам факт существования города под водой уже никого не удивлял. Не так давно городом Кремны заинтересовались немцы, которые и начали работы в этом направлении. В 2004 году были пробурены первые скважины для исследования грунта. В ходе раскопок найдено много всего интересного. Но работы пока удается вести только на берегу. Планируются раскопки на территории залива но это связано с большими расходами которые пока даже немецких археологов сдерживают. Тем не менее находки подтверждают то что под водами залива находятся остатки древнейшего в России поселения. В 2006 году археологи раскопали остатки древней площади 7 века до н.э., установив тем самым, что Таганрогское поселение – самое древнее Греческое поселение на территории северного Причерноморья. Не давно была найдена мастерская по переработки бронзы. Получается что именно с Таганрога и началось освоение греками Меотиды. Танаис и Азов возникли значительно позднее. Находки 2007-ого года говорят о том, что поселение существовало либо постоянно, либо возрождалось, о чем свидетельствуют найденная средневековая печь 7 века нашей эры и множество находок 12-13 веков. Скорее всего город находился на косе, которая потом скрылась под водой. Раскопки на дне Таганрогского залива могут подтвердить догадки о том, что древние греки прошли Босфор и Керченский пролив и впервые встретились со скифами в районе Таганрога. Но самое интересное то что, наряду с древнегреческой керамикой была найдена местная лепная керамика. Но чья она, археологи не знают !! Эта грубо слепленная керамика не представляла интереса, как гончарная греческая, поэтому не могла быть предметом торговли. То есть до греков там уже кто то жил, они пришли не на пустое место. Возможно это легендарные киммерийцы, о которых пишет Геродот. Если верить истории Геродота, это как раз переломный момент, когда в наши степи пришли скифы и вытеснили киммерийцев. Пока известно только одно: на Таганрогском мысу жил неизвестный науке народ, определить этнографическую принадлежность которого на не возможно.
В 130 км от Нижнего Новгорода, в керженских лесах, недалеко от городка Семенов, известного на весь мир хохломской росписью, находится озеро Светлояр. Оно знаменито легендой о граде Китеже. Китеж (Китеж-град, Кидиш) — мифический чудесный город, который согласно русским легендам, спасся от войск Батыя во время татаро-монгольского нашествия в XIII веке благодаря чудесному свойству быть невидимым. При приближении войск город, якобы, исчез из глаз изумленного неприятеля и опустился на дно озера Светлояр. В последующих веках легенда преобразовалась, старообрядцы описывали Китеж уже как убежище последователей старой веры.
Но, в отличие от других мифических погибших городов, Китеж не пострадал за грехи его жителей — напротив, считается, что божественное вмешательство скрыло его от глаз неприятеля на сотни, а может быть, и тысячи лет.
Единственные намеки на реальное существование Китежа можно найти в книге «Китежский летописец». По мнению ученых, эта книга была написана в конце 17 века.
Если верить ей, град Китеж построил великий русский Князь Юрий Всеволодович Владимирский в конце 12 века. Согласно легенде князь, возвращаясь из путешествия в Новгород, по пути остановился возле озера Светлояр — отдохнуть. Но толком отдохнуть ему не удалось: князь был пленен красотой тех мест. Сразу же повелел он построить на берегу озера град Большой Китеж.
Озеро Светлояр находится в Нижегородской области. Оно расположено близ села Владимирского Воскресенского района, в бассейне Люнды, притока реки Ветлуги. Длина озера — 210 метров, ширина — 175 метров, а общая площадь водного зеркала — около 12 гектаров. До сих пор нет единого мнения, как возникло озеро. Кто-то настаивает на ледниковой теории происхождении, кто-то отстаивает карстовую гипотезу. Есть версия, что озеро возникло после падения метеорита.
Само название озера происходит от двух древнерусских слов: «светлый», то есть чистый, праведный, и <яр>, являющегося корнем имени русского солнечного божества Ярилы, которому поклонялись древние племена славян.
С озером Светлояр связано множество легенд периода до захвата Руси христианами. В них упоминается и град Китеж.
Согласно одной из легенд, в районе озера Светлояр родились волшебный полуконь-получеловек Китоврас – могущественный волшебник и строитель древних храмов, а также бог мудрости и хмеля Квасура. От их имен и произошло название града Китежа.
В районе озера Светлояр жило славянское племя берендеев. Их потомки до сегодняшнего дня сохранили предания о том, что еще с древнейших времен в Китеже находился один из самых крупных религиозных центров культа Ярилы. Это место считалось священным для русских князей.
Кровавое крещение Руси лишило родную русскую веру и волхвов, и храмов, заняв истиннорусские священные места.
Якобы и Китеж был превращен в центр православной веры, и князья продолжали его посещать, словно ничего и не изменилось.
Многие православные храмы строились на месте капищ, так как считалось, что подобные места особенные — они источники сильной положительной энергии. Имена древних богов постепенно заменялись на имена святых, но само место поклонения высшим силам, обладающее поистине волшебной энергетикой, оставалось прежним. Вот почему район озера Светлояр издревле окутан легендами и мистикой.
Большой Китеж был замыслен как величественный город. В нем стояло много храмов, и возведен он был весь из белого камня, что являлось по тем временам признаком богатства и чистоты.
Длина построенного города составила 200 саженей (прямая сажень — расстояние между концами пальцев, раскинутых в разные стороны рук, приблизительно 1,6 метра), ширина — 100.
То были времена, не лучшим образом приспособленные для мирного существования. Раздоры между княжествами, набеги татар и болгар, лесные хищники — за городские стены редкий человек решался выбраться без оружия.
В 1237 году на территорию Руси вторглись монголо-татары под руководством хана Батыя.
Первым нападению подверглись рязанские князья. Они пытались обратиться за помощью к князю Юрию Владимирскому, но получили отказ. Татары разорили Рязань без труда; затем двинулись на Владимирское княжество.
Посланный Юрием сын Всеволод был разбит у Коломны и бежал во Владимир. Татары захватили Москву и взяли в плен другого сына Юрия — князя Владимира. Князь Юрий, когда узнал об этом, оставил столицу на сыновей Мстислава и Всеволода. Отправился собирать войска.
Он разбил лагерь неподалеку от Ростова на реке Сить и стал ждать своих братьев Ярослава и Святослава. В отсутствие великого князя 3-7 февраля были взяты и разорены Владимир и Суздаль, в огне пожара погибла семья Юрия Всеволодовича.
Князь успел узнать о гибели семьи. Дальнейшая его судьба была еще более незавидной: Юрий погиб 4 марта 1238 года в битве с войсками Батыя на реке Сить. Ростовский епископ Кирилл отыскал на поле битвы обезглавленное тело князя и увез его в Ростов. Позже отыскали и присоединили к телу голову.
Здесь заканчиваются факты, которые подтверждены учеными. Вернемся к легенде.
Батый услыхал о богатствах, что хранились в граде Китеже, и послал часть войска на святой город. Отряд был небольшой — Батый не ожидал сопротивления.
Войска шли на Китеж через лес, а по пути прорубали просеку. Вел татар предатель Гришка Кутерьма. Его взяли в соседнем городе, Малом Китеже (нынешний Городец). Гришка не выдержал пыток и согласился указать путь к святому Граду. Увы, Сусанина из Кутерьмы не получилось: Гришка привел татар к Китежу.
В тот страшный день неподалеку от города несли дозор три китежских богатыря. Они первыми увидели врагов. Перед битвой один из воинов сказал сыну, чтоб он бежал в Китеж и предупредил горожан.
Мальчик кинулся к городским воротам, но злая стрела татарина догнала его. Однако смелый парнишка не упал. Со стрелой в спине добежал он до стен и успел крикнуть: «Враги!», и только потом упал замертво.
Богатыри тем временем пытались сдержать ханское воинство. Не выжил никто. По преданию, на том месте, где погибли три богатыря, появился святой ключ Кибелек — он бьет до сих пор.
Монголо-татары осадили город. Горожане понимали, что шансов нет. Горстка народа против хорошо вооруженной и организованной армии Батыя — это верная гибель. Тем не менее без боя горожане сдаваться не собирались. Они вышли на стены, с оружием. Люди молились с вечера и всю ночь напролет. Татары же ожидали утра, чтобы начать атаку.
И свершилось чудо: зазвонили вдруг колокола, затряслась земля, и на глазах изумленных татар Китеж стал погружаться в воды озера Светлояр.
Легенда неоднозначна. И люди трактуют ее по-разному. Кто-то утверждает, что Китеж ушел под воду, кто-то — что он погрузился в землю. Есть приверженцы теории, будто город от татар закрыли горы. Другие считают, что он поднялся в небо. Но самая интересная теория гласит, что Китеж попросту стал невидимым.
Пораженные мощью «русского чуда», татары бросились бежать кто куда. Но божий гнев настиг их: кого звери пожрали, кто в лесу заблудился или просто пропал без вести, уведенный таинственной силой. Город же исчез.
Согласно легенде, он должен «проявиться» только перед концом света. Но увидеть его и даже достичь можно уже сейчас. Человек, в котором нет греха, различит отражение белокаменных стен в водах озера Светлояр.
Согласно легенде, Китеж погрузился в воды священного озера Светлояр. Святость его вод была распространена на сам град и его жителей. Поэтому родился образ города, населенного праведниками, прошедшего невредимым сквозь священные воды и перешедшего в лучший мир.
Перенесемся теперь во времена, близкие к нашему веку.
Легенда о граде Китеже взволновала умы интеллигенции. Прежде всего, литераторов, музыкантов и художников.
Писатель 19 века Павел Мельников-Печерский, вдохновленный озером Светлояр, рассказал его легенду в романе «В лесах», а также в повести «Гриша». Озеро посещали Максим Горький (очерк «Бугров»), Владимир Короленко (очерковый цикл «В пустынных местах»), Михаил Пришвин (очерк «Светлое озеро»).
О загадочном городе написал оперу «Сказание о невидимом граде Китеже» Николай Римский-Корсаков. Озеро рисовали художники Николай Ромадин, Илья Глазунов и многие другие. Поэты Ахматова и Цветаева упоминают в своем творчестве град Китеж.
В наши дни легендой о Китеже заинтересовались фантасты и особенно авторы фэнтези. Понятно, почему: образ потаенного города романтичен и как нельзя лучше вписывается в фантастическое произведение. Из произведений подобного толка можно назвать, например, рассказ «Молоты Китежа» Ника Перумова и «Красное смещение» Евгения Гуляковского.
Естественно, не обошли вниманием загадку Китежа и ученые. На озеро Светлояр отправлялись экспедиции, причем не один раз.
Бурение у берегов озера ничего не дало. Ничем окончились и поиски археологов. На подступах к озеру следов загадочного города не было. В 70-х годах прошлого века экспедицию снаряжала «Литературная газета»: на дно спускались подготовленные водолазы. Работа их была непростой, так как глубина озера больше 30 метров. На дне много коряг и затонувших деревьев.
Неопровержимых доказательств существования города, к сожалению, они не нашли.
Для верующих этот факт, конечно, ничего не значит. Известно, что нечестивцам Китеж не откроет своих тайн.
Появились гипотезы, что Китеж находился вовсе не на озере Светлояр. Сразу же возникли другие предполагаемые места «обитания» святого града — поговаривали даже о Китае (якобы Китеж и легендарная Шамбала — это одно и то же место).
В наши времена ученые забыли о Китеже — не до того стало. Зато легендой одно время спекулировали бизнесмены, которые надеялись превратить сказания в источник самофинансирования.
В настоящее время территория озера охраняется государством. Озеро и окрестности входят в состав заповедника, который находится под защитой ЮНЕСКО.
Современные легенды о Китеже
В годы Великой Отечественной войны старики совершали вокруг Светлояра паломничества, молясь за ушедших на фронт земляков.
Около 20 лет назад Светлояр хотел исследовать приезжий гидробиолог. После нескольких погружений в воду у него резко поднялась температура. Мужчина обратился к врачам, но они не смогли даже поставить диагноз: неведомое заболевание развилось без каких-либо объективных причин. И только тогда, когда гидробиолог уехал из этих мест, болезнь отступила сама собой.
Однажды в окрестности Светлояра приехал собирать грибы житель Нижнего Новгорода. Домой он не вернулся ни в этот день, ни на следующий. Родственники забили тревогу. Поисково-спасательные работы результата не дали. Мужчину объявили в розыск. А через неделю он вернулся домой живой и невредимый. На все вопросы отвечал уклончиво: мол, заблудился, плутал по лесу. Потом вообще сказал, что у него был провал в памяти. Лишь позже он признался своему другу, который его специально подпоил, что был в невидимом граде Китеже, где его встретили чудотворные старцы. "Как докажешь? " — спросил приятель. И тогда грибник достал кусочек хлеба, которым его угощали в Китеже. Однако в один миг хлеб превратился в камень.
Еще говорят, что в одном из музеев до переворота 1917 года якобы хранилось письмо на старославянском языке, которое было адресовано от сына к отцу. Содержание его сводилось к следующему: молодой человек оказался в Китеже благодаря какому-то чуду и просит своих родителей не хоронить его раньше времени.
В недавнем прошлом на дно Светлояра погружались водолазы. Самое интересное, что они никому не рассказывают о результатах своих исследований. По слухам, дна они так и не нашли и были весьма напуганы этим обстоятельством. Не может же водоем быть бездонным! Существует поверье, что тайны озера охраняет чудо-рыба, некое лохнесское чудовище, только на русский лад.
Есть еще более фантастическая легенда об озере Светлояр. Местные говорят, что оно имеет подземное дно и соединяется с водами озера Байкал. И опять никакого подтверждения этому найдено не было. Впрочем, и опровергнуты эти народные поверья не были.
Однако сами жители потустороннего Китежа частенько наведываются в наш мир. Старожилы рассказывают, что, бывало, в обычный сельский магазин заходил старец с длинной седой бородой в старинной славянской одежде. Он просил продать хлеба, а расплачивался старинными русскими монетами времен татаро-монгольского ига. Причем монеты выглядели как новые. Нередко старец задавал вопрос: «Как сейчас на Руси? Не пора ли восстать Китежу?» Однако местные жители отвечали, что пока еще рано. Им виднее, ведь место вокруг озера особенное, и люди здесь живут в постоянном соприкосновении с чудом. Даже пришедшие из других областей ощущают необычный ореол.
Легенда о Китеже является самой известной легендой о городе, сокрытом от врага. Однако подобных историй — довольно много. В ряде областей России до сих пор существуют мифы о том, как под угрозой разграбления монастыри или целые города уходили под воду или скрывались в горах. Считалось, что попасть туда из нашего мира могут лишь избранные. В книге «Братство Грааля» Рихард Рудзитис приводит письмо одного русского монаха, который посылает своим близким послание и просит не считать его умершим. Он говорит, что просто ушел в сокрытый монастырь к древним старцам.
Однако ученые так и не пришли к окончательному выводу: об одном или нескольких сокрытых городах или монастырях идет речь в вопросе о Китеже. Так или иначе, распространенность подобных легенд и их несомненная схожесть лишний раз доказывает достоверность этой истории. Однако чем больше ведется исследований на озере Светлояр, тем больше у ученых появляется вопросов, на которые еще предстоит найти ответ.
Археологи нашли римские сокровища на дне французской реки
Французские специалисты подняли со дна реки Роны в районе города Арля мраморную голову бога Марса и внушительную статую магистрата города. Новые статуи дополнили череду уникальных находок, которые свидетельствуют о необыкновенном богатстве римского города, располагавшегося в древности на правом берегу реки.
Исследование Роны ведут специалисты во главе с Люком Лоном (Luc Long) из департамента археологических подводных исследований при министерстве культуры Франции. Водолазы обшаривают дно реки уже около 10 лет. Самая богатая на находки часть реки расположена около арльского квартала Транкетай (Trinquetaille) в центральной части города.
Лон рассказал, что раньше он занимался изучением средиземноморского дна. Но однажды осенью его пригласил поработать в Арле знакомый. Вода Роны не шла ни в какое сравнение с прозрачным морем - она была мутной и холодной (около 6°С). Однако многолетние поиски в столь неблагоприятных условиях дали ошеломляющий результат.
Когда Лон впервые опустился на дно Роны, он почти сразу потерял из вида своего напарника. Он плыл на глубине около 20 метров и осматривался по сторонам. Ученый обнаружил множество разнообразных амфор из Греции, Турции, Палестины, с Мальты, из Италии и Ливии. Большинство из них сохранились полностью.
Позднее Лон чего только не находил - античное оружие, детские игрушки, гребни. Всеми этими вещами пользовались в начале нашей эры жители Арелата, которые имели благодаря расположенности Юлия Цезаря тот же высокий статус, что и жители самого Рима. В свое время арлезианцы оказали Цезарю неоценимую услугу - в рекордные сроки построили на своих верфях 12 галер, которые помогли римскому полководцу окружить, а затем и взять Массалию, союзника Помпей.
Однако находку мирового значения археологи сделали лишь два года назад. Притом объявили о ней совсем недавно, так как боялись привлечь внимание "черных" археологов и водолазов-любителей. В 2007 году археологи нашли мраморную голову Юлия Цезаря, выполненную в натуральную величину.
Этот бюст - древнейшее из известных на сегодняшний день изображений Цезаря. Более того, портрет полководца был сделан, судя по всему, еще при жизни римского императора. Возможно, его создали в 46 году до нашей эры, как раз в год основания римской колонии в Арле. Статуя оказалась практически неповрежденной. Цезарь изображен уже в преклонном возрасте - голова слегка повернута налево, на лбу и шее - морщинки, прекрасно вырезанные из камня локоны волос не скрывают, что полководец уже начал лысеть.
Другими важнейшими находками стали мраморная статуя Нептуна высотой в 1,8 метра (начало III века), позолоченная бронзовая статуя Венеры (около 210 года) и бронзовая статуя бородатого мужчины. Последняя статуя изображает обнаженного мужчину, который опирается на левое колено, а его руки связаны за спиной. Ученые провели сканирование статуи в лаборатории Комиссариата по атомной энергии в Кадарше и обнаружили непонятную белую массу за бронзовым лицом человека. Возможно, раньше глаза статуи были сделаны из серебра. Но этот анализ не помог ученым прийти к единодушному мнению о том, кого статуя изображает - раба, военного пленника или Марсия. Марсий был сатиром, любившим играть на флейте. Он вызвал на музыкальное состязание Аполлона, но проиграл, и в наказание Аполлон содрал с него кожу. Возможно, статуя изображает сатира, ожидающего своей участи.
На дне реки также лежали коринфские капители из известняка, фрагменты капителей с акантовыми листьями, две стелы, жертвенник, колонны и множество разрозненных мраморных фрагментов различных статуй.
Все эти и другие отреставрированные находки будут впервые показаны широкой публике в ходе посвященной исследованию Роны большой выставки в Арле, которая откроется 24 октября. А изучение речного дна продолжится.
Кто в свете сем родился волком, Тому лисицой не бывать. М.В.Ломоносов
Как свет идущий от Ярилы-Солнца не возможно укрыть в тёмном сосуде, тако же не возможно отнять у Расы, Землю Предков, Волю, Совесть и Веру.
Международная группа ученых представила первые результаты раскопок самого древнего из обнаруженных археологами затопленного города.
Павлопетри на 2-3 тысячи лет старше затопленных городов, изученных археологией на данный момент.
Город был открыт в 1967 году британским археологом Ником Флеммингом в нескольких сотнях метрах от берега Лаконии - области на юге Греции. Городище надежно защищено от нежелательного вмешательства позднейших поселенцев, а от эрозии его спас подводный горный хребет, так что в руки ученых попали практически нетронутые руины - уникальный случай. Раскопки начались только в прошлом году, когда в распоряжении ученых появилась необходимая техника.
Раскопки, которые ведут Ноттингемский университет (Великобритания) и Министерство культуры Греции, продлятся еще четыре года лет. Первые находки неолитической керамики и останков кораблей свидетельствуют о том, что город был крупным средиземноморским портом уже в III тысячелетии до нашей эры - более чем на тысячу лет раньше, чем считалось. Возможно, он возник на месте какого-то древнего поселения.
Площадь города составляет около 100 тысяч квадратных метров. Примерно половина территории уже нанесена на карту. В ходе раскопок обнаружен еще один небольшой район примерно 100х100 метров.
Доэллинская история Греции по вполне понятным причинам до сих пор известна довольно плохо. Возможно, ученых ждет немало интересных сюрпризов.
Кто в свете сем родился волком, Тому лисицой не бывать. М.В.Ломоносов
Как свет идущий от Ярилы-Солнца не возможно укрыть в тёмном сосуде, тако же не возможно отнять у Расы, Землю Предков, Волю, Совесть и Веру.
Атлантиду майя нашли на дне озера в Гватемале Подводные археологи изучили дно вулканического озера в Гватемале. Они осматривали найденный аквалангистом-любителем затонувший священный остров, где некогда собирались майя для отправления религиозных культов.
Руины зданий под водой случайно нашел 12 лет назад дайвер-любитель, который ради развлечения погружался на дно живописного озера Атитлан почти каждые выходные. «Никто мне не поверил, когда я рассказал о своей находке. Все просто говорили – да он псих!» — рассказал Роберто Самайоа (Roberto Samayoa).
Самайоа вырос недалеко от озера и не раз слышал от бабушки рассказы о некоем затонувшем святилище. Он погружался на дно озера в течение многих лет. Часто дайвер натыкался на осколки керамики доклассического периода истории майя. С разрешения Института антропологии и истории Гватемалы он начал собирать эти кусочки, а позднее устроил целую экспозицию обнаруженных им предметов в принадлежащем ему отеле. Наконец, в 1996 году Самайоа нашел руины зданий и огромные церемониальные камни – стелы. Он назвал это место Самавах (Samabaj): первая часть слова «сам» — от фамилии первооткрывателя, а вторая часть «авах» — это слово майя, которое означает «камень». Иными словами, Самавах можно перевести как «камень Самайоа». Гватемальские археологи впервые ушли под воду
Ученые заинтересовались находкой Самайоа только в прошлом году. Они провели первые в истории Гватемалы подводные археологические исследования. С помощью гидролокатора ученые нанесли на карту участок площадью в 400 кв. м и изучили строения.
«Интереснее всего в Самавахе – это то, что практически все находится на поверхности. Работа под водой совсем не похожа на наземные археологические исследования. Обычно для обнаружения чего-либо требуется вести раскопки. Здесь же этого нет – сразу видны различные сооружения и здания. Конечно, в центре Самаваха за последние 2000 лет скопился слой отложений, но все равно общая структура места видна сразу», — рассказала Соня Медрано (Sonia Medrano), возглавившая Археологический проект Самаваха.
Картографические работы проходили с августа 2008 и до марта 2009 года. За этот время археологи смогли осуществить около 30 погружений, а работы под водой каждый раз длились около восьми часов.
«На дне озера мы не могли использовать обычные рулетки для измерения сооружений. Поэтому мы взяли такие складные линейки, которыми пользуются плотники. Кроме того, эти линейки хуже ржавеют», — рассказал Самайоа, которые присоединился к археологической экспедиции. Он добавил, что большинство исследованных зданий ориентированы по оси восток—запад, а церемониальные монолиты смотрят на юг. Как затонуло святилище майя?
По мнению специалистов, это место, которое находится на глубине 15−20 метров, раньше было островом, который в результате некоего катаклизма (извержения вулкана или оползня) оказалось под водой. Над причинами повышения уровня воды в Атитлане еще предстоит поломать голову геологам. Возможно, озеро раньше было рекой, русло которой в результате природной катастрофы оказалось перекрыто. Так или иначе, но остров и сейчас в некоторой степени возвышается над дном: с юга от Самаваха глубина озера достигает 80 м, а с севера – более 100 м.
По мнению Самайоа, обнаруженные им руины – не единственное свидетельство жизнедеятельности майя. Возможно, под водой оказались и другие населенные островки, хотя, скорее всего, они значительно меньше Самаваха. Деревня на 150 человек
«Здесь не было города, скорее всего, деревня, так как размер острова совсем небольшой – 400 на 350 метров», — рассказала Медрано. Исследователи выделили три группы зданий. В первую группу вошло лишь одно строение, от которого сохранился фундамент. По своим размерам он напоминает дом главы общины. Стены дома сложены из хорошо обтесанных и пригнанных камней. Эти камни имели правильную геометрическую форму, скорее всего — квадратную, однако сказать точнее невозможно, так как за столько столетий подводные течения могли сильно изменить их.
Во вторую группу вошло восемь сооружений меньшего размера. Строение 1 и 2 расположены почти параллельно – между ними образуется нечто вроде узкого коридора. Самый крупный дом этой группы – строение 5 – также выстроен из обтесанных камней.
В третью группу опять входит лишь одно здание – самое длинное из всех. Все четыре угла этого сооружения разрушены подводными течениями. Но главное отличие этого дома от других – парадная лестница, расположенная по оси север—юг. Ее длина достигает 25,8 м, а ширина – 9,2 м.
Кроме зданий в деревне стоит множество украшенных резьбой стел. Например, базальтовая стела около строения 1 имеет высоту 1,2 м и ширину 0,6 м. Древний религиозный центр
Археологи датировали затопленные строения 250 годом, то есть тем периодом, когда государство майя еще не достигло своего наивысшего расцвета. А полностью сохранившаяся керамика, которую там обнаружили, свидетельствует, что жители острова покинули его в спешке, побросав все свое имущество.
«Мы нашли шесть стел и четыре алтаря. Без сомнения, там есть и другие подобные сооружения. А значит, это место было очень важным религиозным центром», — рассказала Медрано.
Судя по всему, на острове могло проживать до 150 человек. В домах сохранилось множество ритуальных принадлежностей – возможно, Самавах был паломническим центром майя. Вероятно, люди нанимали на побережье лодки, которые отвозили всех желающих на остров. Будущие планы археологов
Исследовать руины священного острова в мутной и зеленой воде довольно сложно. Археологам нелегко увидеть даже лежащие на поверхности предметы, не говоря уж о том, чтобы найти и изучить вещи, находящиеся под толстым слоем отложений. В лучшие дни видимость под водой составляет не более метра.
Точное местоположение таинственного острова засекречено, так как исследователи боятся наплыва «черных археологов». Ученые начнут второй этап исследований затопленного острова в феврале следующего года. Они надеются убрать часть наслоений, которые покрывают Самавах. Кроме того, история таинственного острова войдет в документальный фильм «Mayan Blue», который выйдет в следующем году.
Кто в свете сем родился волком, Тому лисицой не бывать. М.В.Ломоносов
Как свет идущий от Ярилы-Солнца не возможно укрыть в тёмном сосуде, тако же не возможно отнять у Расы, Землю Предков, Волю, Совесть и Веру.