*Дорогой Прометея*
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
Страница 1 из 11
Форум » Главный отсек "ПРОМЕТЕЯ" » Кают-компания "ПРОМЕТЕЯ" » ИССЛЕДОВАНИЯ, РАБОТЫ И ТВОРЧЕСТВО Наших форумчан (статьи, фото, рассказы, очерки, сайты, ссылки...)
ИССЛЕДОВАНИЯ, РАБОТЫ И ТВОРЧЕСТВО Наших форумчан
WPAДата: Воскресенье, 13.09.2009, 18:03 | Сообщение # 1
Подполковник
Группа: Старпом
Сообщений: 116
Статус: Offline
Хочу поделиться с вами, моими наблюдениями в словообразовании, Русского языка. Может, кто-то из вас обратит внимание на мои исследования и сделает свои новые открытия, для себя и других.

Язык нам давался изначально, мы не придумывали его в процессе эволюции, только дополняли его и совершенствовали. Каждая вещь или явление имело свой ОБРАЗ, каким его видели те, кто закладывали основы нашего языка. Все что нас окружает, все что существует – обладает своим образом. Образ включает в себя все, чем только можно охарактеризовать данный предмет. Однако есть разница между тем, каков данный предмет в реальности, и как каждый из нас его воспринимает. Образ отражает наше восприятие данного предмета. И чем точнее этот образ, тем точнее и правильнее наше восприятие окружающего мира. Этот образ передает СЛОВО. Чтобы делиться своим мышлением с другими, люди придумали общение. Но так как восприятие одних и тех же предметов у всех разное, то и образы всех людей могут в чем то различаться. Чтобы не было ошибок в обмене мыслями, был придуман язык общения, состоящий из слов. Слова – это отражение образа предмета, наиболее понятного всем. То есть, слово несет в себе образ предмета. Совокупность всех слов и правил их применения образуют ЯЗЫК общения между людьми. Язык может быть как устным, так и письменным. Можно ли было придумать надежней способ передачи и сохранения Знаний?
Знания передаются не только посредством книг, знания сохранены в нашем родном языке. И он дошел до наших дней, минуя тысячелетия. Чтобы узнать природу и свойства того или иного предмета, не обязательно заново изучать его. Это сделали за нас Первопредки, заложив всю информацию о нем в слово-образ, его характеризующий.
Это был Живой язык. Язык наполненный, глубоким смыслом. Со временем многое было утрачено, многое позабылось, многое изменилось, … но не всё. Ведь недаром слово Русская РЕЧЬ – имеет общий корень со словом РЕЧ-ка, река – поток, следующий руслу, остановить, отклонить или прекратить который невозможно. Его можно видоизменить, но не искоренить суть.
Начну уже с общеизвестного всем корня КОЛ. Представьте себе ось, к которой подвязали козу на верёвке. Коза совершая, прогулку на верёвке, будет совершать круговое движение вокруг или оКОЛо центральной оси. Или ещё пример: стоит в поле КОЛОС. КОЛ-ОСЬ, когда начинает дуть ветер, ось колоса начинает КОЛ-ыхаться, КОЛ-оситься относительно своей оси, тем самым совершая движение оКОЛо своей оси. И даже КОЛ-довство не обходится без вращения энергии и ритуальных вращательных движений. Теперь мы имеем примерный ОБРАЗ корня КОЛ. Кол - это ось вращения, кол - это разновидность осей, обладающих определенным качеством.
КОЛ-есо, КОЛ-ьчуга, КОЛ-изей, КОЛ-ьцо, КОЛ-обок – круглый бок, даже современное слово КОЛ-лайдер, определённо указывает на то, что его конструкция имеет, округлую форму. КОЛ-одец, вся жизнь оКОЛо него, вода из колодца, как источник жизни. Белорусы говорят ВА-КОЛ, что значит вокруг. Интересное слово ОСКОЛОК. ОСЬ-КОЛ-ОК, это часть от оси по кругу, отколотая от оси предмета. Теперь обратим внимание на слово КОЛ-о-КОЛ. Тут мы видим присутствие двух корней КОЛ, значит, речь идёт о присутствии двух осей, с качеством вращения - так оно есть на самом деле. Одна ось, это хобот колокола, другая, круглая чаша колокола. Совершая КОЛ-ебания, ось об ось выдается колокольный звон. Что такое ЗВОН? Это последовательность, повторяющихся, однообразных звуков. Звуковая волна, если говорить о звуке. Но если мы попробуем применить последовательность однообразных событий в другом направлении?! Например, в строении человеческого скелета, есть слово по-ЗВОН-очник. Позвонки есть не, что иное, как однообразные по своему образу, последовательно стоящие друг за другом, детали конструкции скелета. Вот по этому, эти слова имеют один и тот же корень. Раз уж заговорили о строении человеческого скелета, попробуем тут найти корень КОЛ. Слово КОЛ-ено, это ось, которая совершает вращательное движение относительно своей оси и такая ось в нашей человеческой конструкции не одна. ЛОК-ОТЬ, КОЛ=ОТЬ. ЛОК-оть тоже совершает аналогичное движение, которое совершает КОЛ-ено. Просто в данном слове применили инверсию, корень кол (КОЛ-ЛОК) перевернули на оборот и таких слов с переворотом корней в нашем русском языке, очень много.
Язык не только передает нам информацию об образах, видимых нашими Пращурами, но и отражает их философию и взгляд на Мир. К примеру, слово с-ЛУЧ-айность говорит нам не о нелепости и недоразумении, а о встрече потоков энергии – лучей в одной точке. Это философское убеждение говорит нам о том, что всякое с-ЛУЧ-айное событие – это соединение воедино многих факторов. Отсюда и слова С-ЛУЧ-илось, С-ЛУЧ-ай. А слово раз-ЛУЧ-ить означает разведение лучей в разные стороны.
Рассмотрим другой корень КОС. КОСа, КОСить, девичья КОСа, КОСмос, КОСяк птиц, расКОСый, КОСой, отКОС. Что такое КОС? Это косая ось или кривая ось, кому, как нравится. Если быть точнее, то эта ось точно не прямая! Птицы не летят прямой осью, они летят изогнутой косой осью, волосы в девичьей косе, заплетены тоже не в прямой оси, у косого человека глаза находятся, не в одной оси. Космические галактики, раскиданы по вселенной, тоже не в одной оси. Коса, которой косят, имеет форму косой оси, она подкашивает ось травы. Наркоманский косяк и тот подкашивает, ось сознания. Сама буква “К” - состоит из двух осей. Одна прямая другая расположена косой дугой.
Интересно получается. Рассмотрели уже два корня и в каждом есть упоминание об ОСИ. Что такое ОСЬ? Попробуем заглянуть в Этимологический русскоязычный словарь Фасмера.
ОСЬ http://www.slovopedia.com/22/206/1638738.html
I I, ж., род. п. оси, местн. п. на оси, укр. вiсь, род. п. воси, блр. вось, др.-русск., цслав. ось , болг. ос, сербохорв. ос, словен. оs, род. п. osi, чеш., слвц. оs, польск. оs, в.-луж. woska, н.-луж. wos, полаб. vus (Долобко, ZfslPh 3, 131). Родственно лит. аsis "ось", лтш. ass, др.-прусск. assis, др.-инд. aksas м., авест. аsа-, лат. ахis, ирл. aiss "повозка", греч. "ось", д.-в.-н. ahsa ж. "ось", см. Траутман, ВSW 14 и сл.; Арr. Sprd. 305; М.–Э. 1, 145; Педерсен, Kelt. Gr. 1, 78; IF 5, 58; Мейе, ВSL 25, 144. Первонач., вероятно, атематическая основа. II II, ж. "высевки, мякина", нижегор., смол.; возм., вместо ость (см.). Сравнивают с лит. аsаjоs мн. "шелуха, кожура" (Куршат), гот. аhаnа "мякина", лат. асus, -eris – тоже, греч. ж. "мякина, высевки, пух" (из *aksna); см. Маценауэр, LF 12, 168.
Практически во всех примерах это слово звучит одинаково, так же, как и корень КОЛ.
КОЛ http://www.slovopedia.com/22/202/1635299.html
род. п. -ла, укр. кiл, род. п. кола, ст.-слав. колъ , болг. кол, мн. колове, словен. kol, род. п. kоlа, чеш. kul, слвц. kol, польск. ko, в.-луж. ko, н.-луж. ko. От колоть. Родственно лит. kuolas (ср. лит. juokas: лат. iocus), греч. (Гесихий), "искалеченный, с обрубленными рогами", далее, возм., лит. skala "щепка", греч. "кол"; см. Буга, РФВ 70, 255; Перссон 175; 961; Мейе, Et. 218; Бернекер 1, 551; Траутман, ВSW 114 и сл. Сюда не относится др.-инд. kilas "кол, клин", греч. "дерево, древесина", вопреки И. Шмидту (Vok. 2, 216), Бугге (ВВ 3, 103 и сл.). С др. ступенью вокализма: праслав. *kъlъ, укр. кол, род. п. кла "клык", польск. kie, род. п. kа, словен. kl, kla; см. Траутман, там же. Ср. клык.
Отсюда следует, что корни эти фундаментальные, сама основа словообразования.
А слов, с явным упоминанием оси в нашем языке, очень много, просто мы перестали их замечать. ОС-нова, ни что иное, как НОВАЯ ОСЬ. Мы закладываем новую ось, когда строим фундамент, основу здания. Мы закладываем новую ось знаний, когда начинаем учение. Креп-ОС-ть, крепкая ось. Волос, не что иное, как принимающая ось. ВОЛ- ОСЬ ЛОВИТ ВОЛ-ны. СО-остность, на одной оси. СО-единение – объединение в одну ось. В-ОС-хождение – в ось вхождение. Тр-ОС, тут тоже просматривается ось, и ось не простая, а закрученная по спирали. Только со временем из этого слова выскочила буква О. Правильнее, скорее всего, было бы говорить ТОРОС. ТОР это завихрение, а тростник это то, из чего делали тросы в прошлые времена. Особенно прочный трос получался из тростника бамбука. ТОР-машки это часть переворота по оси. Вверх тормашками! А слова РО-ТОР, ТОР-НАД-О. Про-ТОР-енные дорожки….
Слова, КАЧ-ка, КАЧ-аться объединены корнем КАЧ. КАЧ-ество говорит нам о сущности предмета, как о высоте и частоте его собственных колебаний. А слова ЛАД-но, ЛАД-ный, по-ЛАД-ить – это сойтись в стройном ряду гармонических колебаний. Отсюда и ЛАД – главный элемент музыки. Аналогично слову ЛАД можно рассмотреть слова РЯД, по-РЯД-ок, на-РЯД-ить – выстроиться по ЛАД-ному РЯД-ку. Человеческая ЛАД-онь отражает музыкальный индивидуальный строй этого человека.
Как всё интересно получается, кругом оси, волны, колебания, завихрения сплошная физика, геометрия. Осталось только всё это отмерить. Сейчас отмерим!!!
Корень, МЕР. МЕР-а, МЕР-ить. С инверсией МЕР-РЕМ. С-МЕР-ть отмеряет жизнь, в-РЕМ-я, отмеряет часы. РЕМ-ень, отмеряет талию. Не одно РЕМ-есло и ни один РЕМ-есленник, не обходятся, без каких либо замеров, прежде чем начнут своё дело. Ну, а РЕМ-онт без прикинутых замеров и того не сделаешь. Сама мысль есть мера осознания. А что такое МУДРОСТЬ? Это самое главное, то ради чего душа человека живёт на земле. Мудрость, она без МЕР-ная. Каждый раз наполняя чашу Мудрости знаниями или по другому умом, мы делаем свои разумные выводы на основе полученных знаний. Тем самым мы повышаем уровень и качество своего мышления. ДУМ, думы, думки, думанья. МУД-РОСТЬ, ДУМ-РОСТЬ. Всё правильно - происходит РОСТ ДУМКИ. Где Р-ОС-ТЬ, ОСЬ с качеством роста.
Как всё п-РОСТ-о. Само слово СО-знание есть ось знания! Я не зря выделил слово просто. Ты можешь искать кучу решений для решения какой –нибуть задачи, почти все они будут с-ЛОЖ-ными (Се=это ложно), но одно из этих решений, будет простое и именно оно повлияет на рост твоей МУДРОСТИ. Но решение это не должно противоречить добру и твоей СО-ВЕСТИ. СО-весть или ось вести. ВЕ-С-ть – слово ведающее. Ведать означает - Знать. СО-весть – ось знаний, приходящих извне в качестве вести. По-другому СО-весть – это СО-вместная с Вестью или находящаяся на одной оси с Вестью.
И тут возникает вопрос, а кто нам всё это дал, кто тот, кто нас сюда на землю послал? Кто тот, кто дал нам возможность для познания Мудрости?!!!
РОДЪ
РОДЪ-ПОРОДИТЕЛЬ. Бог-Покровитель Чертога Бусла (Аиста) во Сварожьем Круге. Вот откуда пошла присказка, что детей Аист приносит.
Как много слов имеют это корень. РОД-ина, РОД-ник, РОД-инка, РОД-ители, РОД-ной, на-РОД, при-РОД-а – все, что находится при РОДе, поми-ДОР, смо-РОД-ина. Самые жизненно важные окислители заканчиваются на РОД: кислоРОД, водоРОД, углеРОД. Слово ДОР-о-ГА, имеет очень тонкий смысл, РОД-о-ГА, ГА это название руны. Руна Га это символ движения. Какой бы дорогой человек по жизни не пошёл, он всё равно вернётся обратно к РОДУ. БОРОДА – богатство РОД-а. З-ДОР-ОВЬЕ, как же без него!
Слово МЕЧ имеет более мощный сакральный смысл, чем мы себе представляем. МЕЧ-ЧЕМ это то орудие, которым можно добиваться чего, либо. Это оружие, для нападения или защиты, орудие для преследования или выполнения каких либо действий. Известный нам Меч - Кладенец, являл собой некое знание, набор, кладезь разумных, мудрых действий, которыми можно достигать чего либо. МЕЧ-ЧЕМ. МЕЧ-та, как орудие продвижения. Нет мечты, значит не с чем идти по жизни.
Напоследок хочу разобрать ещё пару интересных слов.
Рассмотрим корень КОР. КОР-милец, КОР-ова, она же одна из главных кормилец животного мира. КОР-ень, он же кормит. МУТ-ь, МУТ-ный, МУТ-ить, что тут такого, скажите вы на первый взгляд. А вот, что. МУТ-ТУМ. ТУМ-ан. МУТ-ь и ТУМ-ан имеют одно и тоже значение. И то и другое означает плохая видимость! Слово БУР, БУР-ить, БУР-РУБ РУБ-ить. Бур, что делает?! Прорубает себе дорогу в грунте. Что такое РЕБ-ро? БЕР-ОР -бережёт органы. ВОС-питанный, СОВ-питанный - совестью питанный. СО-вершенство - это ось на вершине или верховная ось. ТОН – НОТ-а.
Солнце – Ярило. Яр – жар. Яр – РА. Солнце – РА. РА-дуга – дуга света, РА-с-СВЕТ- солнечный свет, РА-дость – достижение сияния Солнца.
СВА-с-ТИК-а. СВА – небеса, ТИК – двигаться, идти. СВАСТИКА – пришедшая с небес.
продолжение следует! ...
Использовались картины Константина Васильева.
Юрий Смородин, Илья Блохин

(согласие Юры на опубликование здесь получено).


СТОЙ У ПРАВДЫ
 
livasiДата: Воскресенье, 15.11.2009, 21:06 | Сообщение # 2
Подполковник
Группа: Экипаж
Сообщений: 107
Статус: Offline
И был на всей земле язык один ...

Мировоззрение русского народа уходит во тьму веков и тысячелетий, к тому неведомому времени, когда пестроцвет современных этносов и языков был спаян в единой нерасчлененной этнолингвистической общности племен, обычаев, представлений об окружающем мире и верований. Есть все основания утверждать, что в самых глубинных истоках, на заре становления людского рода все без исключения языки имели общую основу -- а следовательно, и сами народы имели общую культуру и верования. К такому выводу приводит анализ самого архаичного и консервативного пласта слов всех языков мира -- указательных слов, и возникших позже на их основе личных местоимений всех модификаций. Удается выделить несколько первичных элементов, которые повторяются во всех без исключения языках мира -- живых и мертвых, донося до наших дней дыхание Праязыка. Какая-то случайность здесь полностью исключена. О былом единстве языков однозначно говорится уже в Библии, аккумулировавшей в себе древнее знание Востока, Запада, Севера и Юга: "На всей земле был один язык и одно наречие" (Бытие II, I). В дословном научном переводе это звучит еще более точно: " И были на всей земле язык один и слова одни и те же". И это не наивная легенда, а непреложный факт.

Неоднократно обосновывался данный тезис и с точки зрения языкознания. Наиболее убедительно это было сделано уже в наше
время. В начале ХХ века итальянский филолог Альфред Тромбетти (1866 -- 1929) выдвинул всесторонне обоснованную концепцию моногенеза языков, то есть их единого происхождения. Практически одновременно с ним датчанин Хольгер Педерсен (1867 -- 1953) выдвинул гипотезу родства индоевропейских, семито-хамитских, уральских, алтайских и ряда других языков.

Чуть позже набрало силу "новое учение о языке" советского академика Николая Яковлевича Марра (1864 -- 1934), где неисчерпаемое словесное богатство, обретенное многочисленными народами за их долгую историю, выводилось из четырех первоэлементов. (После появления известной работы И.В.Сталина по вопросам языкознания марристская теория была объявлена лженаучной, а ее приверженцы подверглись преследованиям.) В середине века наибольшую популярность получила так называемая "ностратическая" (термин Педерсена), или сибиро-европейская (термин советских лингвистов), теория; в ней идея Праязыка доказывалась на основе скрупулезного анализа крупных языковых семей. (На эту тему было опубликовано несколько выпусков сравнительного словаря рано погибшего ученого В.М.Иллича-Свитыча.) Совсем недавно американские лингвисты подвергли компьютерной обработке данные по всем языкам Земли (причем за исходную основу был взят лексический массив языков северо-, центрально- и южноамериканских индейцев), касающихся таких жизненно важных понятий, как деторождение, кормление грудью и т.п. И представьте, компьютер выдал однозначный ответ: все языки без исключения имеют общий лексический базис.

Обычно вывод о моногенезе языков вызывает скептическое неприятие специалистов. Однако гораздо более нелепой (если хорошенько вдуматься) выглядит противоположная концепция, в соответствии с которой каждый язык, группа языков или языковое семейство возникли самостоятельно и обособленно, а потом развивались по законам, более или менее одинаковым для всех.

Логичнее было бы предположить, что в случае обособленного возникновения языков законы их функционирования также должны были быть особенными, не повторяющими (гомеоморфно или изоморфно) друг друга. Такое совпадение маловероятно. Следовательно, остается принять обратное. Здесь права Библия, а не ее противники. Как видим, аргументов в пользу языкового моногенеза более чем достаточно.

Всего известно свыше 30 самостоятельных языковых семей -- точная классификация затруднена из-за неясности: на сколько обособленных языковых семей подразделяются языки индейцев Северной, Центральной и Южной Америк; в различных энциклопедиях, учебной и справочной литературе их число колеблется от 3 до 16 (причем ряд лингвистов вообще предполагает отказаться от традиционной классификации и перейти к группировке на совершенно ином основании). Языковые семьи не равномощны: например, на языках китайско-тибетской семьи говорит около миллиарда человек, на кетском же языке (обособленная семья) -- около одной тысячи, а на юкагирском языке (тоже обособленная семья) -- менее 300 человек (и кеты и юкагиры -- малые народности России).

Одной из самых больших, разветвленных и всесторонне изученных является индоевропейская языковая семья.
Еще в прошлом веке было доказано (и это стало одним из блестящих триумфов науки), что все входящие в нее языки и, следовательно, говорящие на них народы имеют общее происхождение: некогда, много тысячелетий тому назад, был единый пранарод с единым праязыком. Отстаиваемая же в настоящей книге концепция позволяет пойти еще дальше и утверждать: пранарод, праязык и их общая прародина относятся не к одним лишь индоевропейцам, но ко всем без исключения этносам, населявшим Землю в прошлом и настоящем.

Скрупулезная реконструкция смысла исходных общеиндоевропейских и доарийских слов и понятий приводит к границе, которую не принято переступать в современной науке, что, впрочем, свидетельствует о недостаточной развитости последней. Несмотря на геологические, климатические, этнические, исторические и социальные катаклизмы, в результате которых исчезло множество народов, культур и цивилизаций, современному человечеству досталось бесценное богатство в виде языка и системы образов мифологического мышления. Стоит правильно подобрать ключ -- и перед изумленным взором откроются бездонные глубины. Правда, придется отказаться от большинства бытующих стереотипов.

Что это означает применительно к языку? За последние два века своего существования сравнительно-историческое языкознание добилось крупных успехов в области систематизации языков и установлении родства между ними в рамках отдельных языковых семей, например, индоевропейской, досконально проследило эволюцию фонетических (звуковых), графических (алфавитных), морфологических (словосоставных), лексических (словарных), грамматических и иных форм различных языков. Дальше этого обычно не идут. Более того, исследовательское поле за пределами существующей традиционной границы считается запретной территорией. Но это -- всего лишь Terra incognita, ждущая своих первооткрывателей. Действовать им придется решительно и не полагаться на эмпирическую ползучую приземленность традиционных методов.

Многого, скажем, достигли этимологи, чья задача: объяснять происхождение конкретных слов, раскрывать их генетические корни, устанавливать первичную структуру и сходство с лексическими единицами живых и мертвых языков. Этимология -- скрупулезная наука: филигранной реконструкции подвергаются, к примеру, звуковой и словообразовательный состав слов с учетом чередования, трансформации и выпадения конкретных звуков. Но в большинстве своем этимологи не стремятся заглянуть далеко вглубь.

Индоевропейское языкознание во временном плане доходит до языка священных ведийских текстов и санскрита. Связи же между различными языковыми семьями исследуются очень робко и без надежной исторической базы. Между тем, если исходить из концепции единого происхождения языков мира, -- открываются совершенно новые пути осмысления разных языков и далеких друг от друга культур. На смену традиционной микроэтимологии, ориентирующейся на близкородственные языковые связи, приходит макроэтимология, исходящая из древней языковой общности.

Для макроэтимологии традиционный морфологический и фонетический догматизм не играет большой роли, и она допускает лексические и морфологические модификации, незнакомые для микроэтимологии. Что же такое археология языка и реконструкция смысла? Нагляднее всего это видно на конкретных примерах.

Знакомое и всеми любимое слово "весна" -- казалось бы, такое русское-прерусское. Однако оно имеет общее основание с другими
индоевропейскими языками и восходит к древним общеарийским корням. Достаточно взглянуть на производное от слова "весна" прилагательное "вешний", чтобы увидеть в нем индийского Бога Вишну и более общее русское понятие (Все)вышний, обозначающее высшее безначальное Божество, олицетворяющее главного властелина Вселенной (на что указывает его местоположение -- в "вышине"). По-болгарски и сербохорватски "высокий" звучит как "више" (ср. русскую сравнительную степень "выше"). Не случайно также в эпических песнях Эдды верховный Бог древнескандинавского пантеона Один именуется Высоким.

Одним из первых, кто указал на взаимосвязь слов "вышний", "вечный", "вещий" и "вешний" с именем индоарийского Бога Вишну, был русский писатель и историк-любитель Александр Фомич Вельтман (1800 -- 1870). Он обратил на это внимание в первой же своей исторической монографии "Индо-Германе, или Сайване" (1856 г.). Кроме этого, плодовитый автор-беллетрист опубликовал еще три собственно исторические книги: "Атилла и Русь IV -- V в." (1858 г.), "Маги и Мидийские Каганы XIII столетия" (1860 г.), "Первобытное верование и буддизм" (1864 г.), где содержится немало более чем смелых и полуфантастических предположений по истории Древней Руси.

Интересно также, что и того же происхождения наименование вишни -- прежде всего дерева, а затем уже и его ягод. Другими словами, вишня -- это дерево Вишну. На юге России и на Украине вишня издавна была почитаемым деревом -- в одном ряду с дубом, березой, ясенем, липой. Существовал обычай вырезать посошки и палочки из вишневого дерева. Считалось, что вишневая палка наделена особой волшебной силой, которая к тому же передается от деда к отцу и от отца к сыну.

Тождественность Вишну и Всевышнего однозначно проявляется и в смысловом (семантическом) плане. В переводе с древнеиндийского (ведийского) Вишну означает "проникающий во все", "всеобъемлющий". По индуистским воззрениям, он символизирует энергию, упорядочивающую Космос, и считается "владыкой существования и творения Вселенной": "Мир возник от Вишну и пребывает в нем. (Вишну) -- творец существования и предбытия мира, он -- мир"8. Именно таким образ Держателя Вселенной, возникший еще в пору индоевропейской общности, рисовался и протославянам. Каменное изваяние Прото-Вишну было обнаружено археологами при раскопках курганов в Днепропетровской области (рис. 13). Оно представляет собой низкорослого лысого и бородатого мужчину (одно из первоначальных воплощений классического Вишну -- "лысый карлик"), испещренного со всех сторон петроглифами в виде следов (след -- традиционный знак, божественное клеймо Вишну), фигурами людей в сексуальных позах, животных, смыслообразующих орнаментов и информационно насыщенных "черт и резов". В своей совокупности все это вместе взятое и олицетворяет Вселенную 9.

Между тем у Керносовского идола имеются также хвост и звериные уши (или рога?). Данные аксессуары вполне подходят и к древнегреческому Божеству стад, лесов и полей -- Пану, имеющему доэллинское и, скорее всего, общеиндоевропейское происхождение. Кстати, и имя Пан родственно имени Вишну, означая "все".

Следовательно, Прото-Вишну тождественен Прото-Пану. Другое дело, что общеиндоевропейское Божество, олицетворяющее Вселенную, постепенно видоизменяло свои первоначальные функции -- по мере расщепления первичной этнической общности и миграций праэтносов по всей территории Евразии. Если в индуизме Бог Вишну сохранил и преумножил верховные и властные функции в составе великой триады Тримурти: Брахма -- Вишну -- Шива, то в условиях других исторических условий и иной идеологической доминанты -- Олимпийской религии, пришедшей на смену старым доэллинским верованиям, -- Бог Пан, ранее олицетворявший "Все", превратился во второстепенное лицо Олимпийского пантеона, хотя никто не отрицал его глубоких корней, уходящих в первозданную природу. Естественно, менялись изображения или изваяния Божеств. Прото-Вишну так же мало походит на классические скульптуры вишнуистского канона, как Прото-Пан на образ скотьего Бога со свирелью в руке на известной картине Михаила Врубеля "Пан". Художественное воплощение нетождественно заложенному в него смыслу.

Нет сомнения, что понятие "(Все)вышний" перешло в христианскую традицию из глубокой древности. Этимологи выводят слово "весна" из древнеиндийского vasantas -- "весна"; vasar -- "рано" -- откуда древнеисландское var -- "весна", латышское и литовское vasara -- "лето").

Фонетические и лексические закономерности в их историческом развитии лишь частично перекрывают закономерность формирования и передачи во времени (от поколения к поколению) смысла понятий, имеющих словесно-знаковую оформленность, но
развивающихся по совершенно иным закономерностям. Филолог может и не заметить цепочку взаимосвязанных слов: "Вишну" -- "вешний" -- "весна". Но мимо этого не сможет пройти культуролог, который оперирует не фонетическими, а смысловыми закономерностями, имеющими происхождение более высокого порядка. Из этих соображений вытекает и следующий пример. Фамилия великого русского художника Сурикова происходит от слова "сурик" -- краска темно-красного цвета. Но, в свою очередь, понятие "сурик" проистекает от имени древнеарийского красно-солнечного Божества -- Сурьи (отсюда и наше Красное Солнышко).

Бессмысленно искать какие-то аналогии между реальной личностью -- Суриковым и Солнцем-Сурьей, но связь этих понятий очевидна, когда речь идет об археологии смыслов, показывающих их полное совпадение.

Ниже будут прослежены неслучайные параллели между древнеегипетской и древнеславянской мифологиями: Солнцебоги Хор (Гор) и Хорс, смертоносный гроб Осириса (Осиянного) и Святогора (Светогора), птица Феникс и Финист Ясный Сокол. Но есть еще один общий -- более психологический, чем смысловой -- аспект сходства мироощущений древних египтян и русских. На него обращал особое внимание Василий Васильевич Розанов (1856 -- 1919). Он считал русский "трепет к звездам" чертой, ничего не имеющей общего с христианским миропредставлением ("О звездном небе ничего нет в Евангелии"). Истоки русского народного космизма следует искать в Египте и Вавилонии: именно отсюда проистекают звезды на темно-синих куполах некоторых русских храмов, а также подвешенные лампады, имитирующие "висящие" звезды древневосточных святилищ.

Итак, видим: единый праязык единого пранарода дал цепную реакцию, в результате которой возникло все лингвистическое многообразие. Значение и звучание многих современных слов (в том числе и в русском языке) уходит своими корнями в общий праязык. Наиболее приближенным к нему по времени и, главное, -- уцелевшим по сей день (в виде литературных памятников и составленных на их основе словаря и грамматики) является санскрит (собственно древнеиндийским считается язык Вед). Руководствуясь им, а также другими источниками, нетрудно раскрыть корни многих современных понятий.

В санскрите одно из слов для обозначения понятия света: ruca ("светлый", "ясный") и ruc ("свет", "блеск"). В последующем языковом развитии "шь" и "ц" превратилось в "с" (чередование согласных и гласных звуков -- обычное фонетическое явление даже на протяжении небольших временных периодов) и достаточно неожиданным (на первый взгляд) образом осело в столь значимых для нас словах, как "русский" и "Русь". Первичным по отношению к ним выступает более архаичное слово "русый", прямиком уходящее в древнеарийскую лексику и по сей день означающее "светлый". От него-то (слова и смысла) и ведут свою родословную все остальные однокоренные слова языка.

Данная точка зрения известна давно. Еще русский историк и этнограф польского происхождения, один из основоположников отечественной топонимики Зориан Яковлевич Доленга-Ходаковский (1784 -- 1825), критикуя норманистские пристрастия и предпочтения Н.М.Карамзина, писал: "Тогда б увидел и сам автор [Карамзин. -- В.Д.], касательно Святой Руси, что сие слово не составляет ничего столь мудреного и чужого, чтобы с нормандской стороны, непременно из-за границы, получать оное; увидел бы что оно значит на всех диалектах славянских только цвет русый (blond) и что русая коса у всех ее сыновей, как Rusa Kosa i Rusi Warkocz [коса. -- В.Д.] у кметей (крестьян) польских равномерно славится. <...> Есть даже реки и горы, называемые русыми".

Таким образом, этноним "русский" и топоним "Русь" сопряжены с санскритским словом ruca и общеславянским и древнерусским "русый" со смыслом "светлый" (оттенок). Если открыть "Толковый словарь живого великорусского языка" Владимира Даля на слово "Русь", то найдем там аналогичное объяснение: "русь", по Далю, означает прежде всего "мир", "бел-свет", а словосочетание "на руси" значит "на виду". У Даля же находим еще одно удивительное слово -- "светорусье", означающее "русский мир, земля"; "белый, вольный свет на Руси". Здесь не только корневые основы, но и их значения сливаются в одно целое. О распространенности и укорененности понятия "светорусье" можно судить по "Сборнику Кирши Данилова", где эпитет "светорусские могучие богатыри" выступает как норма. Еще раньше (по письменной фиксации) сочетание слов "светлый" и "русский" употребляется в договоре князя Олега с греками 911 г., текст которого включен в "Повесть временных лет".

Классическая схема научного познания очерчена Львом Гумилевым. Любую проблему можно рассматривать по меньшей мере трояко: с точки зрения мышиной норы, с вершины кургана и с высоты птичьего полета. Современная этимология -- в основном взгляд из мышиной норы. Этимологи копали глубоко и обильно, но при этом, как правило, не смотрели вдаль, воображая, что весь мир языка -- сплошная мышиная нора. Мало кому хватает фантазии и воображения подняться хотя бы на вершину кургана и тем более достичь высоты птичьего полета. Макроэтимология же позволяет отвлечься от частностей, мелких деталей, нудных транскрипций, традиционных подходов, закостенелых схем, ползучего эмпиризма, -- и, воспаряя ввысь, взглянуть на современную лексику с высот тысячелетий. Безусловно, вероятность погрешности в макроэтимологических изысканиях достаточно велика, но не настолько, чтобы отступить от научности, и не намного выше традиционных микроэтимологических выкладок, учитывая значительную вариативность и гипотетичность последних.

Мифология -- всегда мистифицированная и опоэтизированная история. И космология! Причем мистификация происходит без всякого злого умысла -- вполне естественным путем. При передаче сведений от поколения к поколению в условиях отсутствия письменности (если не выработаны специальные приемы сохранения информации) первоначальные сведения подвергаются неизбежному и непроизвольному искажению. К тому же в течение веков и тысячелетий этносы (а вместе с ними роды, племена, семьи) распадаются, переселяются с одной территории на другую, а то и вовсе исчезают с лица Земли. Да еще войны и социальные перевороты. Да еще идеологическая или религиозная цензура. Да еще поэты и художники поприбавят. В результате факты и превращаются в мифы.

Значит ли все сказанное, что мифы -- сплошная выдумка? Ничуть! Они вполне поддаются научному анализу и реконструкции первоначального смысла. В мифологических сюжетах и образах закодированы и реальные события далекого прошлого, и отголоски стародавних общественных отношений и норм поведения, и представления о мироздании и его законах, и память о катастрофах в истории Земли и великих переселениях народов. Именно в таком смысле следует понимать энергичное утверждение Н.Ф. Федорова: "Мифология не басня, а истина, действительность, и никогда ее не убьет метафизика"12. Применительно к истории вообще и русской истории в особенности не менее определенно высказался Г.В.Вернадский: "...Следы древней исторической основы могут легко быть обнаружены под мифологическим покровом".

Мысль о том, что мифология и фольклор (особенно эпос) -- это не что иное, как преломленная сквозь призму народного миросозерцания древняя история, развивалась еще Якобом Гриммом (1785 -- 1863) в его классическом и, к сожалению, до сих пор не переведенном на русский язык труде "Немецкая мифология" (1835 г.). Но здесь он вовсе не был оригинален. Существует древнейшая традиция -- считать Богов, которые впоследствии стали объектом религиозного поклонения, по происхождению своему такими же людьми, как и простые смертные. Подобный подход присущ народам всех континентов, хотя схемы и модели самого обожествления не всегда и не у всех совпадали. И уж, конечно, сказанное никак не относится к позднейшему монотеизму мировых религий, рассматривающих Бога как безличное и достаточно абстрактное Первоначало. Ничего похожего не было ни в египетской, ни в ведийской, ни в шумерской, ни в ассиро-вавилонской, ни в древнекитайской, древнеславянской, древнекельтской, древнегерманской, ацтекской и всем наборе северо-, центрально- и южноамериканских мифологий. Здесь Боги изначально выступали как люди, разве что наделенные бульшими способностями и силой воли.

С наибольшей наглядностью это проявилось в античной мифологии и политеизме. А возникшие позднее распространенные переложения, скажем, древнегреческих мифов не имеют ничего общего с реальными событиями. В настоящее время налицо восприятие мифов исключительно как вымысла -- либо художественного, восходящего к Гомеру, либо социологизированного (в плане вульгарного истолкования религии как иллюзорной формы сознания, а то и прямого обмана). Дабы убедиться, что все здесь не совсем так и даже совсем не так, достаточно обратиться к сочинениям античных историков Диодора Сицилийского (единственный раз переведенного на русский язык в ХVIII веке) или Дионисия Галикарнасского (вообще никогда не переводившегося на русский язык, как и вавилонский историк Берос, писавший по-гречески). Все трое излагали историю античных Богов в русле реальной человеческой истории. Вот что пишет, к примеру, Диодор об Уране, считавшемся Богом Неба, о котором и Гомер, и Гесиод, и другие мифологи не могли сообщить ничего конкретного и вразумительного: "Повествуют, что первый начал царствовать у них (атлантийцев) Уран, который свел разбросанно живущих людей в городскую ограду, причем они согласились прекратить внезаконную и звериную жизнь. Он изобрел употребление и накопление домашних плодов и немало из других полезных вещей. Он овладел большей частью вселенной, по преимуществу -- странами к западу и северу. (4) Ставши усердным наблюдателем звезд, он предсказывал многое из того, что должно совершиться в мире. Он ввел для народа исчисление года по солнечному движению, месяцев же -- по луне и научил распознавать времена каждого года. Потому-то многие, не зная вечного порядка звезд, удивлялись происходящему по предсказанию; и, с другой стороны, предположили, что сообщавший об этом причастен божественной природе.

После его ухода от людей, ввиду его благодеяний и распознания им звезд, ему стали воздавать бессмертные почести. Его прозвище перенесли на мир; одновременно с тем, что он оказался причастен к восходу и заходу звезд и к прочему, что совершается на небе, как и одновременно с размером почестей, стали чрезмерно расцениваться и его благодеяния. И его навеки объявили вечным царем Всего. <...> Повествуют, что <...> сыновья Урана разделили царство; из них наиболее видными являются Атлант и Кронос. Атлант получил по жребию местности, прилегающие к Океану, и этот народ получил название атлантийцев, и самая высокая гора в этой стране подобным же образом получила название Атланта. Рассказывают, что он точно преподал [людям] астрономию и первым же дал людям науку о сферах. По этой причине составилось мнение, что весь Космос держится на плечах Атланта. Таким образом, Диодор Сицилийский считал Урана первым царем загадочной страны Атлантиды, исчезнувшей впоследствии в пучинах океана. Именно Уран объединил атлантов "в одно общество или гражданство" (доподлинные слова греческого историка). При этом подчеркивалось: Уран властвовал не только в странах Запада, но и на Севере.

Аналогичным образом представлялся и верховный Бог древнегерманского пантеона Один. Первоначально он мыслился вчеловеческом обличии и лишь впоследствии был обожествлен. Дадим слово древнему свидетельству: "Один был великий воин и много странствовал и завладел многими державами. Он был настолько удачлив в битвах, что одерживал верх в каждой битве, и потому люди его верили, что победа всегда должна быть за ним. Посылая своих людей в битву или с другими поручениями, он обычно сперва возлагал руки им на голову и давал им благословение. Люди верили, что тогда успех будет им обеспечен. Когда его люди оказывались в беде на море или на суше, они призывали его, и считалось, что это им помогало. Он считался самой надежной опорой. Часто он отправлялся так далеко, что очень долго отсутствовал".

В данном же плане нужно рассматривать и закодированное общечеловеческое знание, доставшееся нам от предков и прапредков в виде фольклористики. В научной и учебной литературе в последнее время возобладало мнение о фольклоре как преимущественно об устном народно-поэтическом творчестве, к тому же оторванном от реальной действительности. На самом же деле фольклористика как базисный пласт мировой культуры --явление не просто емкое, но в полном смысле необъятное и неисчерпаемое. Будучи простым и удобным каналом аккумуляции и передачи накопленного за многие тысячелетия опыта и знаний, фольклор (дословно "народная мудрость") вобрал в себя в специфически компактной символическо-образной форме многообразные факты истории, этногенеза, а также связанные с бытовыми традициями, мировоззренческими представлениями, культовыми ритуалами, обрядами, поверьями, пережитками и т.п.

Один из основоположников современного традиционализма Рене Генон (1886 -- 1951) так расценивал действительное значение фольклора (в его соотношении с мифологией) для познания истории и предыстории: "Народ сохраняет, сам того не понимая, останки древних традиций, восходящие порою к такому отдаленному прошлому, которое было бы затруднительно определить и которое поэтому мы вынуждены относить к темной области "предыстории"; он выполняет в некотором роде функцию более или менее "подсознательной" коллективной памяти, содержание которой, совершенно очевидно, пришло откуда-то еще".
Отсюда и фольклористика как наука призвана в полном объеме собирать и изучать различные проявления жизни народа как элемента исторически сложившейся цивилизации. Ни в коей мере не является она исключительно филологической наукой (или частью таковой), напротив, она становится абстрактной и непонятной в отрыве от этнографии, религиоведения, археологии, социологии и философии истории. Попытка представить русскую сказку, былину, песню, заговор и т.д. вне их обусловленности народным бытием во всех нюансах его исторического развития оборачивается искаженным истолкованием этих ценнейших памятников русской культуры, отразивших все основные вехи ее становления.

У нас ведь как принято относится к фольклорным произведениям? К сказке, например? Как к чисто развлекательному жанру. А сказке той, быть может, десятки тысяч лет и донесла она до нынешних дней дыхание наших далеких прапредков, осколки их тотемного мышления, наивно-целостного миросозерцания. Или так называемый обрядовый фольклор, связанный в том числе и с древнейшими народными празднествами: Коляда, Масленица, Кострома, Иван Купала и др. Здесь соединено все -- и остатки языческого мировоззрения, и сакральный символизм, и первобытный ритуал, и песни, и танцы, и карнавал. Традиции, возникшие в глубинах веков и тысячелетий, передавались из поколения в поколение, закреплялись в слове и обрядовой символике, демонстрируя нераздельность человека и высших космических сил, проявлявшихся в смене времен года, дня и ночи, закономерностях движения на небосводе (иллюзорного, как известно) Солнца, Луны, других светил и звезд.

На первый взгляд нет ничего на свете более несхожего, чем наука и фольклор. Но если вдуматься -- есть между ними одна несомненно общая черта. Это -- способ описания и воспроизведения действительности. И наука и фольклор пользуются одним и тем же универсальным языком символов. Символическую форму имеют и логические абстракции, и философские категории, и художественные образы, и мифологические сюжеты, и фольклорные мотивы (все они облачены в словесно-знаковую, а следовательно -- символическую оболочку). Естественные науки предпочитают излагать добытое позитивное знание на символическом языке математики или иным способом -- как это имеет место в химических формулах. Может быть, такова вообще природа человека -- отражать мир в символической форме? А может быть, сам человек и есть главный символ Мироздания и источник всех прочих символов? Символы не существуют сами по себе, а в качестве таковых они должны быть преломлены через сознание. На Земле человек -- главный носитель сознания. Как Микрокосм он создает образ, картину, символ Микрокосма, преломляя его через свое сознание. Следовательно, и сам человек выступает как обобщенный символ Макрокосма.

Человек привержен, привязан к знакам и символам как некоторым обобщающим реальным ориентирам, отторгнутым в субстратной форме от него самого (им самим или объективно вычлененных природой). Человек и человечество просто не могут существовать без знаков и символов, представляя и сам Космос в виде глобального небесно-звездного символа. Ибо то звездное небо, что дано человеку в виде зрительных ощущений: набор структурно-организованных созвездий, изменяющих свое положение в течение ночи и перемещающихся среди них по определенным законам Луны и планет (а днем -- Солнца), -- все это всего лишь результат местоположения и размещения самого человека на вращающейся планете Земле. Но познает он Большой Космос, отталкиваясь именно от этой картины-символа звездного неба, проникая в глубь Вселенной и открывая ее подлинные законы.

Происходит это путем преодоления самоочевидной и чувственно данной картины и построения на основе достигнутых знаний той или иной научной модели, приближающей нас к постижению истины. Космический знак (как и всякий знак вообще) -- всегда некоторое вторичное явление, указывающее на некоторую скрытую первопричину, далеко не всегда явную и доступную непосредственному познанию. В этом смысле непрерывную смену дня и ночи можно рассматривать как соответствующие знаки, указывающие на подлинную причину -- вращение Земли вокруг собственной оси. Точно так же циклическая смена времен года (весна -- лето -- осень -- зима) -- следствие движения Земли вокруг Солнца, обусловленное высшими космическими силами. Для людей же смена дня и ночи или смена времен года может выступать в форме определенных знаков, проверенных многократным опытом и служащих точкой отсчета множества других явлений, событий и необходимых действий. Например, спиралевидный орнамент, пронизывающий историю мировой культуры от самых ее истоков, имеет несомненную космическую кодировку. Вопрос лишь в том: воспринял ли человек этот космический символ самостоятельно или же сам Космос обладает неведомыми пока каналами, и по ним передаются и кодируются соответствующие закономерности. Так или иначе, спиралевидные структуры пронизывают не только разумную жизнь на Земле, но и ее бессознательные формы (раковины некоторых моллюсков).

Сущность не только людских отношений, но и отношений всего животного мира -- в выполнении разного рода обрядностей. Так считал Николай Алексеевич Умов (1846 -- 1915) -- выдающийся русский ученый-космист, еще в начале 70-х годов прошлого века, задолго до первых публикаций по теории относительности выдвинувший идею о взаимодействии энергии и массы, а также о том, что энергия пропорциональна массе. Уже животные метят мочой и экскрементами занятую ими территорию. И эти метки выполняют функции знаков-символов, обусловливая поведение животных на помеченной территории. А брачная обрядность в животном мире? То же и у людей, но в их жизни обряды, ритуалы, знаки и символы играют абсолютно решающую роль, особенно с появлением письма, искусства и т.п. Говоря в общих чертах, в общественной жизни роль метки играют и некоторые канонизированные тексты -- священные писания, законы, конституции, уставы общественных партий, множество регламентирующих правил и запретов. Все это может действовать и в устной форме. Но превратившись в утвержденный и принятый текст (заново упорядоченная письменная система), они обретают самодовлеющую, автономную самостоятельность, выступая в форме некоторого окончательного критерия для действий людей. Быть может, это незыблемый природно-обусловленный естественно-исторический закон. Космическая упорядоченность проецируется на общественные отношения в виде определенного строя, обязательных запретов и алгоритмов действий, облеченных в некие ритуалы. А это, в свою очередь, невозможно без многоцветной и строгой вместе с тем системы символов, включающих языковые и знаковые формы.

Такой механизм взаимосвязи между Макрокосмом и Микрокосмом, а также в структуре самого Микрокосма, видимо, запрограммирован в законах природы с самого начала и является ее своего рода самоохранительным началом. Человеку изначально раз и навсегда не дано переступать некоторую запретную границу, он обречен представлять (познавать) глубинные законы материи и Космоса только посредством разного рода символов, включая и мысленные абстракции. Выход за этот символический барьер возможен, но только с помощью теоретического воображения, а оно само по себе также представляет лишь оперирование символами. Воображение питает и фольклорные образы, а также символы-мифологемы.

Валерий Демин. Тайны русского народа: в поисках истоков Руси

Сообщение отредактировал Sander - Вторник, 17.11.2009, 11:26
 
Форум » Главный отсек "ПРОМЕТЕЯ" » Кают-компания "ПРОМЕТЕЯ" » ИССЛЕДОВАНИЯ, РАБОТЫ И ТВОРЧЕСТВО Наших форумчан (статьи, фото, рассказы, очерки, сайты, ссылки...)
Страница 1 из 11
Поиск:

Дорогой Прометея © 2009
Rambler's Top100